Именно под таким названием объединены в едином пространстве абсолютно неповторимые, обворожительные и таинственные скульптуры молодого пермского автора Альфиза Сабирова. За плечами художника несметное количество выставок, которые влюбили в себя не только российского, но и европейского зрителя. На мой взгляд, в этом и есть уникальный талант автора: создавать смыслы и идеи, соответствующие интересам людей разных культур.
В творчестве Альфиза доминирует тема личной мифологии, которая берет свое начало в сказаниях и преданиях восточного эпоса. Сегодняшняя выставка не стала исключением. В первую очередь, именно в легендах, описывающих отдельный эпизод прошлого определенной этнической группы, нашли свои истоки герои и персонажи авторского мифа. Образы, рождаемые в его сновидениях, воспоминаниях детства и размышлениях породили в сознании скульптора удивительно сложные по структуре, но знакомые «лица». «Ана», «Барс», «Балла», «Мыслитель», «Су Кыз», «Бессонница», «Туузан» — так или иначе, каждый из нас сумеет найти черты знакомого и родного.
На протяжении достаточно долгого существования человеческой культуры легенда и мифотворчество оставались неотъемлемой ее частью, объясняя для человечества его экзистенциальное окружение. Это происходило посредством обращения к коллективным верованиям и общим вербальным и визуальным нарративам. Современный человек, несмотря на господство рациональной картины мира, все еще сохраняет мифологическое мировосприятие. Легенда, миф конструирует человеческий образ мира. Сталкиваясь лицом к лицу с суровой реальностью, человек порождает свой воображаемый мир — мир эмоций, где он существует в своих надеждах и страхах, среди собственных иллюзий, фантазий и грез. Именно такой мир, на мой взгляд, выстраивает для нас Альфиз Сабиров. В создаваемых им легендах прошлое и будущее тесно перекликаются, организуя мистическую полифонию жизненных смыслов будущего.
Изначально скульптуры Сабирова кажутся слишком абстрактными и сложно идентифицируемыми. Сложность в том, что они пронизаны большим слоем символов и смыслов. Здесь и первобытное искусство, и античное, народные эпосы и многое другое. Знаки и символы в его работах представляют эклектичную смесь древности и проецируемых собственным воображением автора современных смыслов. Птицы, богини, львы, кентавры и многие другие образы входят в число идентифицируемых мотивов, которые связаны с древними символами, означающими, к примеру, солнце или луну.
Цикл работ, экспонируемых на выставке, создает параллельный мир знаков и действий, с множеством, казалось бы, несвязанных между собой событий, происходящих в странном сюрреалистическом мире. Несмотря на эфемерность авторского мифологического мира, скульптор создает вполне конкретные предметы, обращая внимание на телесность материалов, где особую роль уделяет усеченным формам фигур, «помещенных» в геометрические плоскости.
После отливки бронзы автор вручную обрабатывает поверхность скульптуры. По мнению Альфиза, только передавая металлу тепло человеческих рук, можно вдохнуть в скульптуру жизнь, силу, заставить зрителя испытать эмоции. Процесс выполнения скульптуры подразумевает определенный сложный технологический ход этапов, где формируется сама основа. В работах Сабирова сконцентрированы не только особая пластика и форма, но и внутренняя сила. Многие ценители искусства отмечают современность его работ, новизну в подходе к скульптуре, определенную тайну в них и связь времен. Скульптуры из бронзы сегодня становятся все более популярными, и являются показателем элитного искусства, современности, изысканного вкуса. Они становятся прекрасным украшением интерьера, а так же идеально дополняют и подчеркивают определенный стиль их обладателей, став финальным элементом в оформлении.
Во все времена люди старались сохранить в памяти легенды в предметной материальной форме. В этой связи, вполне смело мы можем утверждать, что скульптура становится артефактом новой культуры, если хотите, новой цивилизации. Работы Альфиза не имеют конкретных значений и открыты для различных интерпретаций. Сложные формы, не всегда доступные для визуальной идентификации, отражают парадигмальную установку современного общества на восприятие мира в качестве хаоса. Они поистине обладают совершенно особой притягательностью и очарованием.
На сегодняшний день Альфиз является одним из самых успешных скульпторов, чьи работы находятся в частных коллекциях крупных коллекционеров во многих городах: Парижа, Гренобля, Нью-Йорка, Лондона, Риги, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Тюмени. На выставке представлены бронзовые скульптуры, которые экспонировались во Франции. Значительная часть работ автора находится на экспонировании в галереях Парижа. Без сомнений за этим стоят «способности» (сам скульптор избегает таких терминов, как «талант») и определенное владение мастерством, в нашем случае безупречное и смелое владение материалом. Четкие и умелые действия в своей профессии, сочетание разных стилей, постоянное движение и наращивание потенциала, особая эстетика искусства, «обсуждение» скульптуры в контексте современности, триединство «Прошлое-Настоящее-Будущее», все это скульптура от Сабирова Альфиза, обозначенный им как «новый артефакт».
Искренне надеюсь, что Вы, дорогой зритель, гуляя по выставке почувствуете дразнящий вкус игры искусства. Неподражаемое творчество Альфиза Сабирова позволит Вашему сознанию поразиться разнообразием форм, лабиринтами смыслов, сложностью и уникальностью современной скульптуры, созданной автором.